Студент и преподаватель: взаимоотношения педагогов с учениками



Речевой стиль участников опроса и интервью сохранен

Я решил написать статью на одну из наиболее актуальных тем на сегодняшний день. Тема, как вы уже могли понять по заголовку, это отношения между учащимися и преподавателями. Давайте, попытаемся разобраться, почему же возникают конфликты, какими должны быть студенты и преподаватели? Также в конце статьи я предлагаю рассмотреть точки зрения учеников, взрослых и, конечно же, самих преподавателей.

Всем известно, что в современных учебных заведениях с каждым поколением, с каждым новым учебным годом и реформами образования становится тяжело как учиться детям, так и работать преподавателям. Часто возникают конфликты между педагогами и учащимися. Нередко это доходит до вмешательства родителей. Например, в школах ученики часто жалуются о большом домашнем задании или о тяжелом портфеле с кучей ненужных учебников. В средних и высших учебных заведениях студенты попросту скучают на парах, им хочется спать и каждый думает о том моменте, когда закончатся занятия и можно наконец-таки пойти домой. Складывается такая ситуация, что преподавателям становится тяжело заинтересовать большую аудиторию в своем предмете.  Ведь педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя со студентом на паре и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива.

От отношения учителя к студенту во многом зависит характер и содержание тех оценок, которые он дает ученикам, характер их переживаний по поводу своих поступков или срывов в поведении. Отношение к ученикам всегда проявляется учителем в общении с ними. Это отношение основано на определенных стереотипах. Известно, что благоприятные отношения учителей с учениками определяют аккуратность и внешняя привлекательность учеников, их успехи в учебе, исполнительность и дисциплинированность.

Так как я  решил написать очередную статью, я взял интервью у одного из замечательных преподавателей Московского Издательско-полиграфического колледжа, который преподает дисциплины история и обществознание – Поздняка Павла Анатольевича.

Вопрос: Почему Вы выбрали профессию преподавателя? И почему именно предмет история?

Ответ: История нравилась с детства. Профессию преподавателя выбрал, потому что дети — интересные существа. Они — наше будущее. Воздействую на наших детей, воздействуешь на будущее.

Вопрос: Как начиналось Ваше преподавание? Сложно, наверно, поначалу было?

Ответ: Конечно, было сложно. Страшно было. Любой преподаватель боится аудитории. Я вот для солидности и чтобы выглядеть старше носил бороду. Мне было 25, а выглядел на 40.

Вопрос: Ваши взаимоотношения со студентами? Были когда-нибудь конфликты?

Ответ: Конфликты были. Был чисто женский класс. Там учились слишком самоуверенные, дети богатых. Причиной конфликта было взаимное неуважение. Так сказать, конфликт самолюбия.

Вопрос: Чем всё закончилось?

Ответ: В конце концов, наступило примирение. А помирились достаточно просто. Мы тогда были молодые преподаватели, нам было где-то по 25 лет. Я сам был еще тогда молод и горяч. Выпросили ролики у девчонок. А что? По размеру подошли. Все смотрели, как преподы катаются на роликах по школьному двору. Позже стали водить их в поход, ну как я уже сказал, дети богатых родителей, естественно, они всё организовали. В общем, играли в игры, ведь лучший способ понять молодежь, это вовлечь в игру, на время вспомнить себя в этом возрасте. Также катались на байдарках…

Вопрос: Если в классе возникает шум, как Вы с этим справляетесь? Повышаете ли голос?

Ответ:  Голос не повышаю. Обычно кулаком или ладонью по столу.

Вопрос: Руку еще не отбили?

Ответ: Да, нет. Она уже мозолистая, натренированная, привыкла. (Улыбается)

Вопрос: Что можете сказать о современной молодежи?

Ответ: Что я могу сказать о современной молодежи? Современная молодежь нуждается в сильной эмоциональной встряске. Им  нужен положительный герой, вождь, за которым они «пойдут» и будут брать пример.

Вопрос: Какие будут пожелания преподавателям и студентам?

Ответ: Студентам читать больше книг братьев Стругацких, а преподавателям чаще вспоминать себя маленькими.

Мнения учащихся.

Вопросы: 1) Имя, возраст. 2) Социальный статус (студент (ка)). 3) Каким должен быть преподаватель? 4) Что Вам не нравится в современных педагогах?

1.Настя, 19 лет.

2.Студентка.

3. Умным, интересным, симпатичным, доходчиво объяснять материал, уметь заинтересовать студента своим предметом, иметь индивидуальный подход к каждому учащемуся, и просто быть хорошим человеком (не только, как преподаватель).

4.Нудность в проведении лекций, неумение заинтересовать студента, высокое требование отдачи материала и малое посвящение в него.

1.Александра, 19

2.Студентка

3.Коммуникабельный, требовательный, умеющий хорошо объяснять

4.Отсутствие дисциплины, несоответствие лекций семинарам, много того, что реально не пригодится.

1.Люда,18

2.Студентка

3.Веселым, интересным, хорошо объясняющим, с пониманием, относящимся к пробкам и опозданиям из-за них на пары, умеющим заставить учиться, не испортив к себе отношение.

4.Коррупция, неимение пункта 3, предвзятое отношение.

1.Ирина,18

2.Студентка

3. В меру строгий, не должен выделять любимчиков, должен быть профессионалом в своей области преподавания (желательно опыт работы, а не тупо читать лекции). Должен всегда входить в положение учеников, быть понимающим, не ругать за невыполненные д/з.

4.Многие выделяют любимчиков, могут наорать, а ведь всего — то нужно понять, что у нас кроме их дисциплины ещё целая куча предметов. А если мы занимаемся чем — то посторонним на паре, допустим, лекцию другую учим, то не зачем кричать, просто студента понять надо.  Ещё раздражает, когда говорят что-то устно, а потом через полгода, на экзамене просят вспомнить. Я  им, что компьютер что ли?

1.Владимир,19 лет

2.Студент

3.Преподаватель должен быть объективным, профессионалом в своей области. Должен стремиться к повышению своего профессионального уровня.

4. Требования должны быть одинаковыми ко всем студентам, нельзя требовать сверх программы за семестр.

Мнения взрослых

Вопросы: 1)Ваше имя, возраст. 2) Ваш социальный статус. 3) Как Вы относитесь к современному образованию?

1.Михаил,46

2.Водитель

3.Я считаю, что сейчас  многие преподаватели являются взяточниками, их не интересуют знания студентов, они за деньги ставят зачеты. Я не говорю, что все такие, но в наше время мало встретишь нормальных педагогов, не берущие взяток, хорошо знающие свой предмет, объективно оценивающие знания студентов. Также многие современные студенты думают, что за деньги можно все: заплатил за обучение, и можно не ходить на занятия, по мнению таких студентов главное получить корочку, а не знания.

1.Елена,50

2.Пенсионерка

3.Сейчас трудно учиться детям. Взять даже школу: портфели настолько тяжелые, будто там кирпичи наложены. Спросить, куда столько учебников?! Заставляют покупать различные пособия, мол, и в дальнейшем пригодятся, а сами позанимаются пару раз и всё, стоят потом пылятся на полке. И вот зачем переплачивать столько денег каждый год за какие-то ненужные методички, если по ним практически не занимаются?! А сколько домашнего задания задают?! Детям совсем некогда отдыхать. Утром уходят, поздно приходят, успевают только поесть и снова за уроки. Безобразие просто! А гулять интересно когда? С друзьями, подругами общаться? А потом все удивляются, почему дети все больные и такие культурно неразвитые, ничем не интересуются. А когда интересоваться, если с головой в учёбе?!

Рассуждать и возмущаться можно до бесконечности. С властью не поспоришь. Каждый день меняют законы. Нет уверенности, что будет дальше.

1.Дмитрий, 30

2.Охранник

3. Я работаю в школе, уже года 4.  Затрудняюсь ответить по поводу образования. Сейчас всё так меняется. Я выполняю обязанности охраны, своё отучился, как говорится. Правда иногда  бывает ученицы подходят поболтать, начинают заигрывать — вот это жутко раздражает, такие наивные и глупые, думают, что смогут заинтересовать взрослого мужчину, наоборот, только работать мешают! И раздражает то, что посмотришь на старшеклассников, стоят, обнимаются, целуются, как будто работаешь не в школе, а в доме свиданий.

Мнения  учителей

1. Надежда Ивановна, 50

2. Преподаватель географии и экологии.

3. Я считаю, если найти правильный подход к студентам, то конфликтов между учащимися и преподавателями быть не должно. Но опять же, надо учитывать и то, как сами студенты относятся к учебе.

4. Считаю, что преподаватель должен быть в меру добрым и в меру строгим.

1. Татьяна Алексеевна

2. Преподаватель менеджмента.

3. Низкая дисциплина! Очень низкая дисциплина! Я от нынешнего поколения в шоке! Иногда так и хочется задать родителям вопрос: а вы своих детей вообще воспитываете? В кабинет заходят в куртках — микробы тут распространяют, заходят с едой, как будто это столовая! Для одежды есть гардероб, а для еды — перемена! С такой вот мелочи и начинаются конфликты.

4. Я считаю, что преподаватель должен быть строгим и держать нынешних учеников, как говорится, в ежовых рукавицах.

Вывод: отношения студентов и преподавателей достаточно многогранны. Люди все разные и требования к окружающим, соответственно, раные. Однако, если хотя бы попытаться понять друг друга, то есть большая вероятность наладить качественные отношения студент-преподаватель.

Если есть что добавить, пишите комментарии, пусть каждая из сторон услышит мнение своего оппонента.

Автор: Высиканцев Александр



Вы можете оставить комментарий.

Оставить комментарий